Рецензии

 

Издательство "Подвиг" в серии "Детективы СМ" в номере 2 за 2019 г. опубликовала рецензию на роман "Позывной "Черная смерть".

Из-за утвержденного формата издательство изменило название романа на "Меткий профиль"

000138673

ПРОФИЛЬ УБИЙЦЫ

Профайлинг – относительно новый комплексный метод в криминологической науке. Первыми его начали применять американцы, но и в России, согласно роману Инессы Давыдовой «Меткий профиль», такая специализация появилась в 2010-х; писательница создала детективный роман об этой сфере следственной работы одной из первых в нашей стране. На месте преступления всегда остаются улики, – особенно если преступник, бросая вызов следователям или повинуясь своим темным инстинктам, специально их оставляет. «Психологический профиль» – отсюда и англизированное название направления «профайлинг» – общепринятое, но не совсем точное наименование документа, который составляют криминалисты. Анализируя улики, возможно составить психологический портрет подозреваемого: каковы его мотивы, какие переживания им двигали, откуда они взялись – так чаще всего отзывается нервная травма, полученная в юности, на войне, во время катастрофы… Но дело не только в психологии: опираясь на эти сведения, специалисты могут максимально сузить круг подозреваемых, с высокой точностью определить, кто он: мужчина или женщина, взрослый или подросток, его цели, семейное положение, род деятельности и образ жизни преступника. В идеале, профайлеры получают в конце концов не только не психологический, а реальный портрет, предвидят действия этой личности и, вместе с экспертами, изучающими орудия преступления, следы, и прочие вещественные улики, ориентируют оперативников, кого именно им следует искать. Преувеличивать значение профайлинга, однако, не следует – без работы химиков, баллистиков, судебно-медицинских и других экспертов сыщиков этот метод вряд ли принес бы серьезные результаты. Но он основан на новейших достижениях современной науки, социальной и личной психологии, и потому весомо дополняет все традиционные методы следствия.

В западной массовой культуре существует целый раздел произведений, посвященных профайлингу. Внутри этой жанровой группы действуют правила, к которым читатель и зритель, в основном зритель телесериалов, уже привыкли. Одним из профайлеров обычно является экстравагантный ученый с выдающимися способностями – таков в романе «Меткий профиль» доктор Расмус Бирк. Часто на путь борьбы с преступниками такого ученого приводит личный опыт. В нашем случае это схватка с опасным и беспринципным злодеем в прошлом. В такого рода произведениях, например американском сериале «Мыслить как преступник», над раскрытием дела работает целая команда, включающая психолога, компьютерщика – общение в социальных сетях может многое сказать о каждом из нас, специалиста по виктимологии – классификации групп риска, и других специалистов.

У Инессы Давыдовой Расмус Бирк поначалу помогает оперативникам в расследовании жестоких преступлений практически один – отдел профайлинга еще только формируется. И лишь позже работа майора Киры Митяевой, других сыщиков-профайлеров, становится совместной. Дерзость и жестокость убийств, описанных в романе, поначалу пугает, но писательница снимает ранее произведенный шок: «Случись такое убийство в Африке или Южной Америке, это не вызвало бы никакого удивления, но в России… Да еще с таким характером ранений… Это нонсенс». Здесь автор не только намекает на развитые в некоторых культурах традиции жестокой мести, но и предупреждает: след приведет нас вместе с сыщиками на африканский континент…

Доктор Бирк видит в Кире талант сродни собственному – «смесь интуиции, животного чутья и аналитического ума». Он обучает майора Митяеву, поначалу даже против ее воли: «Делайте, что я буду говорить. Процесс будет трудным и болезненным. В какой-то момент вы будете меня ненавидеть, но в конечном счете скажете мне спасибо…». Напряженная интрига, связанная с большими деньгами периода нового русского капитализм, да и с алчностью, противопоставляется здесь интеллекту сыщиков. Роман меняет стереотипы, рожденные сегодняшней реальностью и, в определенной мере, классикой детективной литературы, в которой на помощь не слишком проницательному честолюбивому полицейскому сыщику приходит консультант с выдающимися способностями и некоторой чудаковатостью. В «Метком профиле» сыщики не только не чураются новейших научных методов расследования, но и пытаются, порой вопреки бюрократическим и служебным преградам, делать на них главную ставку – таков полковник Лимонов, создающий отдел профайлинга.

Таких специалистов привлекают для расследования преступлений беспощадных банд, серийных убийц, людей с нарушенной психикой. Проявления необузданной жестокости, с которыми профайлерам приходится встречаться по службе, требуют от них самих особых качеств, и, прежде всего, психологической устойчивости. Взаимоотношения с коллегами, с близкими при таких экстремальных моральных перегрузках всегда вызывают интерес читателя – выдержит ли это давление герой или нет? В романе Инессы Давыдовой нет никакого супермена, защищенного полным, почти на грани аутизма, погружением в науку, как доктор Рид из сериала «Мыслить как преступник», или холодной и безупречной логикой, каким был классический персонаж Шерлок Холмс. Все герои «Меткого профиля», включая гения профайлинга доктора Бирка, – хоть и много повидавшие профессионалы, но при этом самые обычные люди, и читатель невольно сопереживает им, гадая, справился бы он сам со своими эмоциями, столкнувшись с тем, что видят эти люди.

В романе Инессы Давыдовой звучит и социально-философская тема. В беседе главаря убийц, доживающего свои последние дни, и противостоящего ему интеллектуала-профайлера об этом сказано так: «Такие люди, как вы, нужны для баланса. Кто-то, похожий на меня, взращивает идеальных солдат, готовых убивать по приказу. Но если они выходят из-под контроля, кто-то, такой, как вы, должен этих солдат нейтрализовать. Иначе в мире воцарится хаос…». Это точка зрения расчетливого и хладнокровного убийцы. Философский итог подводит майор Митяева: «В мире должна быть справедливость. Без нее нет надежды на будущее и смысла в работе». В работе профайлера, подробно и захватывающе описанной Инессой Давыдовой.

Сергей Шулаков

Издательство "Подвиг" в серии "Детективы СМ" в номере 4 за 2018 г. опубликовала рецензию на роман "И расставил Паук свои сети".

Из-за утвержденного формата издательство изменило название романа на "Метка Паука".

 

559

ТАЙНЫЕ ИСТИНЫ

Хороший детектив заключает в себе немалую интеллектуальную ценность. Особенно в жанре литературы, в кино на рассуждения отводится, по законам жанра минимум времени, хотя у кино, у телесериалов, разумеется, есть свои сильные стороны. Роман Инессы Давыдовой «Метка Паука» – именно такой детектив, то есть «хороший». Это, в определенной степени, разговорное, читательское определение в реальности является высшей оценкой для детектива. Снобистский предрассудок, заставляющий некоторых считать детективы «несерьезной» литературой, привили писатели, раздосадованные высокой популярностью этого жанра, которая не спадает с конца XIX века, а в XX-м приобретшей грандиозный размах. Британские филологи и литературоведы уже давно бьют тревогу: на родине Шекспира и Диккенса сейчас не читают почти ничего, кроме полицейских романов, по которым снимаются сериалы, даже Джоан Роулинг, закончив детскую сагу о юном волшебнике, переключилась на детективные романы, которые создает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Из таких произведений британцы, получается, черпают все, что им нужно сегодня от литературы.

Основа основ детектива – будоражащая воображение читателя загадка, связанная с преступлением, и ее разгадка, лучше всего – неожиданная. В «Метке Паука» загадка многослойна. В начале повествования мы встречаемся с необъяснимым самоубийством руководителя следственного отдела, человека многоопытного, с крепкими нервами. Он застрелился в своей машине после того, как один на один побеседовал в комнате для допросов с пойманным маньяком. К расследованию подключается только что вернувшийся из заграничной командировки военный разведчик, и, благодаря его профессиональным действиям, мы узнаем, что это было убийством, изобретательно замаскированным под суицид …

Помимо загадки, детективный роман имеет непреложные жанровые особенности. Прежде всего, это погруженность в привычный быт. Есть детективы, которые строятся на экзотическом материале, но такие сочинения находятся на грани приключенческого или шпионского романов. В них есть своя «манкость» и достоинства, но мы сейчас о другом.

В классическом детективе читатель должен хорошо понимать «норму» – время и его обстановку, возможные мотивы персонажей, набор привычек и условностей, которые связаны с социальными ролями героев, а значит замечать и анализировать странности, отклонения от этой нормы, которые вызывают закономерные подозрения. Действие романа Инессы Давыдовой разворачивается в начале 2000-х, в период, который мы, естественно, хорошо помним. Но писательница не пережимает социальный аспект, ее герои не сетуют на экономические трудности, все это, словно за рамками текста, сосредоточенного на классическом детективном конфликте.

За вторую особенность детективов произведения этого жанра критикуют особенно рьяно: это, в определенной степени стереотипное поведение персонажей, мотивы их поступков, зачастую спонтанных. Чаще всего причиной преступлений являются деньги, это самый обезличенный мотив: деньги нужны всем, они эквивалент потребностей всех и каждого. Но роман был бы схемой, если бы писатель не наделял своих персонажей личностным своеобразием. Инесса Давыдова это прекрасно понимает и следует этому закону. У персонажа, выступающего в роли сыщика, есть отличные помощники, но на первом плане в этой группе разведчик Герман Патрикеев – человек со своими, связанными со службой, семейными неурядицами, не слишком простым, местами противоречивым, характером, словом, интересный индивидуум. Это касается и других, даже второстепенных героев. Пример – помогающий сыщику «крутой» хакер, взбадривающийся не алкоголем или кофе, а невинным кефиром; однажды, забавы ради, он вскрыл хорошо защищенный секретный зарубежный ресурс, и теперь работает на российские спецслужбы – не потому, что наши хватают и вербуют всех кибер-хулиганов, а из-за того, что его надо было прикрыть от зарубежных шпионов, которые объявили охоту на чересчур любопытного перспективного парнишку.

Третья непреложная особенность детектива касается построения сюжета. Некоторые персонажи, по молчаливой договоренности авторов с читателем, не могут быть преступниками: это рассказчик, сыщик, священники, государственные деятели высокого ранга. Для рассказчика этот запрет безусловен – в противном случае перед нами не детектив, а возможно, очень интересная, но пародия, постмодернистская литературная игра. Для других категорий героев это ограничение может быть и снято, но автор должен так или иначе заявить об этом ближе к началу повествования, иначе читатели обоснованно сочтут прием мошенничеством.

Сюжет романа «Метка Паука» построен сложно, но увлекательно. Маньяк здесь – нетипичный, странный, он сначала похищает, а потом часто отпускает своих жертв и обеспечивает их финансами. Правила не нарушены, но в остальном писательница демонстрирует виртуозную свободу: первая свидетельница происшествия с главой следственного отдела, адвокатесса маньяка, и даже одна из мнимых жертв – все они обманывают, все – не те, за кого себя выдают. Сюжет, как и положено «хорошему» детективу, имеет два финала, и словно с финала стартует: маньяк пойман в самом начале действия.

Итак, роман Инессы Давыдовой отвечает всем признакам «хорошего» детектива», это несомненно. Как и то, что тут мы имеем дело со своего рода гимнастикой для интеллекта. Занимавшийся теорией детектива Бертольд Брехт так отмечал эту особенность: «Читателю предоставляется широкое поле для наблюдательности. По деформированным декорациям воспроизводится разыгравшееся происшествие; по полю битвы реконструируется сама битва. Большую роль играет неожиданное. Мы должны найти противоречия… Наблюдая, делая выводы и приходя к решениям, мы испытываем удовольствие, хотя бы потому, что повседневность редко дает возможность для столь действенного процесса размышления; между наблюдением и выводом, между выводом и решением обычно вклиниваются различные помехи. В большинстве случаев мы вообще не в состоянии использовать наши наблюдения, делаем мы их или нет... В детективном романе мы каждый раз получаем точно очерченные отрезки жизни, изолированные, отграниченные маленькие комплексы происшествий, где удовлетворительно действует механизм причинности. Это дает возможность получать удовольствие от размышления. Нам доставляет удовольствие способ, каким автор детективного романа приводит нас к разумным суждениям, заставляя отказываться от наших предубеждений».

Сергей Шулаков

 

На литературном портале "Литорг" опубликована рецензия на роман "Пока не видит солнце".

poka neviddi 320 - Что интересного почитать из новинок?

Инесса Давыдова : «Пока не видит солнце»  

Любовь побеждает все. Мы столько раз встречали эту фразу, но удавалось ли нам убедиться в ее справедливости? Подтвердит или опровергнет этот постулат писательница Инесса Давыдова в своей новой книге «Пока не видит солнце»? Этот роман особо примечателен своим жанром – удивляющей смесью детектива, мистики и женского романа. Смело можно утверждать, что именно в миксе этих направлений Давыдова с легкостью обошла своего зарубежного коллегу Гийома Мюссо, который на весь мир известен именно такой вариацией стилей.

В романе «Пока не видит солнце» рассказывается история отзывчивой и добросердечной девушки Клары, к которой весьма трагическим путем попадает дневник недавно умершей женщины, где она описывает историю своей жизни. У Клары есть любящий муж, талантливая дочка, небольшой, приносящий удовольствие бизнес. Но ее супругу предлагают повышение и переезд в новый город, а Клара не хочет менять устоявшуюся и счастливую жизнь. Да и дневник этой женщины таит в себе одни загадки, поэтому Клара решает остаться в городе, чтобы вместе с дотошным брутальным следователем разобраться в этой удивительной истории…

К чему приведет это расследование? Как изменятся отношения Клары с мужем после их переезда? Что магического скрывается за этой историей? Если вам нужна книга, от которой невозможно оторваться до самых последних страниц, в которой за изящными словесными оборотами кроется глубокий смысл, а сюжет поражает своими поворотами и хитросплетениями, то «Пока не видит солнце» — то, что вам нужно!