Рецензия на роман расставил Паук свои сети"

Просмотров: 1447

Издательство "Подвиг" в серии "Детективы СМ" в номере 4 за 2018 г. опубликовала рецензию на роман "И расставил Паук свои сети". Из-за утвержденного формата издательство изменило название романа на "Метка Паука".

ТАЙНЫЕ ИСТИНЫ

Хороший детектив заключает в себе немалую интеллектуальную ценность. Особенно в жанре литературы, в кино на рассуждения отводится, по законам жанра минимум времени, хотя у кино, у телесериалов, разумеется, есть свои сильные стороны. Роман Инессы Давыдовой «Метка Паука» – именно такой детектив, то есть «хороший». Это, в определенной степени, разговорное, читательское определение в реальности является высшей оценкой для детектива. Снобистский предрассудок, заставляющий некоторых считать детективы «несерьезной» литературой, привили писатели, раздосадованные высокой популярностью этого жанра, которая не спадает с конца XIX века, а в XX-м приобретшей грандиозный размах. Британские филологи и литературоведы уже давно бьют тревогу: на родине Шекспира и Диккенса сейчас не читают почти ничего, кроме полицейских романов, по которым снимаются сериалы, даже Джоан Роулинг, закончив детскую сагу о юном волшебнике, переключилась на детективные романы, которые создает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Из таких произведений британцы, получается, черпают все, что им нужно сегодня от литературы.

Основа основ детектива – будоражащая воображение читателя загадка, связанная с преступлением, и ее разгадка, лучше всего – неожиданная. В «Метке Паука» загадка многослойна. В начале повествования мы встречаемся с необъяснимым самоубийством руководителя следственного отдела, человека многоопытного, с крепкими нервами. Он застрелился в своей машине после того, как один на один побеседовал в комнате для допросов с пойманным маньяком. К расследованию подключается только что вернувшийся из заграничной командировки военный разведчик, и, благодаря его профессиональным действиям, мы узнаем, что это было убийством, изобретательно замаскированным под суицид …

Помимо загадки, детективный роман имеет непреложные жанровые особенности. Прежде всего, это погруженность в привычный быт. Есть детективы, которые строятся на экзотическом материале, но такие сочинения находятся на грани приключенческого или шпионского романов. В них есть своя «манкость» и достоинства, но мы сейчас о другом.

В классическом детективе читатель должен хорошо понимать «норму» – время и его обстановку, возможные мотивы персонажей, набор привычек и условностей, которые связаны с социальными ролями героев, а значит замечать и анализировать странности, отклонения от этой нормы, которые вызывают закономерные подозрения. Действие романа Инессы Давыдовой разворачивается в начале 2000-х, в период, который мы, естественно, хорошо помним. Но писательница не пережимает социальный аспект, ее герои не сетуют на экономические трудности, все это, словно за рамками текста, сосредоточенного на классическом детективном конфликте.

За вторую особенность детективов произведения этого жанра критикуют особенно рьяно: это, в определенной степени стереотипное поведение персонажей, мотивы их поступков, зачастую спонтанных. Чаще всего причиной преступлений являются деньги, это самый обезличенный мотив: деньги нужны всем, они эквивалент потребностей всех и каждого. Но роман был бы схемой, если бы писатель не наделял своих персонажей личностным своеобразием. Инесса Давыдова это прекрасно понимает и следует этому закону. У персонажа, выступающего в роли сыщика, есть отличные помощники, но на первом плане в этой группе разведчик Герман Патрикеев – человек со своими, связанными со службой, семейными неурядицами, не слишком простым, местами противоречивым, характером, словом, интересный индивидуум. Это касается и других, даже второстепенных героев. Пример – помогающий сыщику «крутой» хакер, взбадривающийся не алкоголем или кофе, а невинным кефиром; однажды, забавы ради, он вскрыл хорошо защищенный секретный зарубежный ресурс, и теперь работает на российские спецслужбы – не потому, что наши хватают и вербуют всех кибер-хулиганов, а из-за того, что его надо было прикрыть от зарубежных шпионов, которые объявили охоту на чересчур любопытного перспективного парнишку.

Третья непреложная особенность детектива касается построения сюжета. Некоторые персонажи, по молчаливой договоренности авторов с читателем, не могут быть преступниками: это рассказчик, сыщик, священники, государственные деятели высокого ранга. Для рассказчика этот запрет безусловен – в противном случае перед нами не детектив, а возможно, очень интересная, но пародия, постмодернистская литературная игра. Для других категорий героев это ограничение может быть и снято, но автор должен так или иначе заявить об этом ближе к началу повествования, иначе читатели обоснованно сочтут прием мошенничеством.

Сюжет романа «Метка Паука» построен сложно, но увлекательно. Маньяк здесь – нетипичный, странный, он сначала похищает, а потом часто отпускает своих жертв и обеспечивает их финансами. Правила не нарушены, но в остальном писательница демонстрирует виртуозную свободу: первая свидетельница происшествия с главой следственного отдела, адвокатесса маньяка, и даже одна из мнимых жертв – все они обманывают, все – не те, за кого себя выдают. Сюжет, как и положено «хорошему» детективу, имеет два финала, и словно с финала стартует: маньяк пойман в самом начале действия.

Итак, роман Инессы Давыдовой отвечает всем признакам «хорошего» детектива», это несомненно. Как и то, что тут мы имеем дело со своего рода гимнастикой для интеллекта. Занимавшийся теорией детектива Бертольд Брехт так отмечал эту особенность: «Читателю предоставляется широкое поле для наблюдательности. По деформированным декорациям воспроизводится разыгравшееся происшествие; по полю битвы реконструируется сама битва. Большую роль играет неожиданное. Мы должны найти противоречия… Наблюдая, делая выводы и приходя к решениям, мы испытываем удовольствие, хотя бы потому, что повседневность редко дает возможность для столь действенного процесса размышления; между наблюдением и выводом, между выводом и решением обычно вклиниваются различные помехи. В большинстве случаев мы вообще не в состоянии использовать наши наблюдения, делаем мы их или нет... В детективном романе мы каждый раз получаем точно очерченные отрезки жизни, изолированные, отграниченные маленькие комплексы происшествий, где удовлетворительно действует механизм причинности. Это дает возможность получать удовольствие от размышления. Нам доставляет удовольствие способ, каким автор детективного романа приводит нас к разумным суждениям, заставляя отказываться от наших предубеждений».

Сергей Шулаков

Скачать роман вы можете по ссылкам:

https://www.ozon.ru/context/detail/id/149066216/

https://www.litres.ru/inessa-rafailovna-davydova/i-rasstavil-pauk-svoi-seti/

 

Все книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/inessa-rafailovna-davydova/

Вступайте в мои группы в социальных сетях:

https://www.facebook.com/inessa.davydoff

https://ok.ru/group53106623119470

https://vk.com/club135779566

https://twitter.com/Dinessa1