Рецензия на роман "Застывший шедевр"

Просмотров: 977

Издательство "Подвиг" в серии "Детективы СМ" в номере 1 за 2020 г. опубликовало рецензию на роман "Застывший шедевр".

НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ РЕНЕССАНСОМ

Московская Библиотека иностранной литературы проводит немало интересных мероприятий, в свое время там прошел семинар, посвященный детективу – одна из немногих попыток оценить это направление литературы с научной или близкой к ней точек зрения. Уго де Шаваньяк, советник по культуре посольства Франции, после приличествующих случаю приветствий, сообщил: «В наших странах детектив признан, как основной литературный жанр и объект исследований. Этот жанр, кроме того, что удовлетворяет интересы самого обширного числа публики, еще и является объектом оживленных дискуссий. Детектив сыграл огромную роль для формирования воображения в широких массах читателей, он наиболее приближен к серьезной прозе, и многие читатели следуют за детективом в этом направлении…

Может быть, слегка деформировано, как кривое зеркало, детектив все же отображает социальные болевые точки».  Был отмечен также развлекательный аспект, познавательность исторического детектива, психологичность нуара, «который актуализирует внутри человека то, что словно бы не хочет выйти на свет»… Строго говоря, детектив не может быть определен, как «жанр» – скорее, это сюжетное направление романа, рассказа и, реже, повести. Однако начитанный французский дипломат был во многом прав: современный серьезный детектив познавателен, дает реалистичные человеческие портреты, и этим захватывает внимание читателя. Триллер Инессы Давыдовой «Застывший шедевр» полностью отвечает этим признакам. Объемный роман  страшит и захватывает, как американские горки, которые за океаном называют русскими, перед сыщиками появляются все новые загадки, интрига разветвляется и усложняется, и желание наконец во всем разобраться заставляет глотать одну страницу за другой.

Детектив в широком смысле – щедрое, гостеприимное направление. Оно охотно принимает, и дает возможность развернуться авторам специального романа о гаишниках, пожарных и докторах, романа социального – о неудачниках, отвергнутых обществом, но оказывающихся добрее и честнее высокопоставленных персон,  романа конспирологического – о мальтузианстве и «золотом миллиарде», правительственных заговорах,  криминалистического – о судебных врачах и антропологах, специалистах, изучающих тела и улики, шпионского,  дамского... Но детектив об искусстве все же статья особая, он требует от писателя как знаний, так и наличия вкуса, наиболее известный пример – «Код Да Винчи» Дэна Брауна. В романе Инессы Давыдовой преступник, психологически поработивший нескольких исполнителей своих жестоких замыслов, зациклен на живописи итальянского художника позднего ренессанса – Караваджо.  Однако детектив, как направление, позволяет и смешать ингридиенты, прибавив к таинственной «искусствоведческой» основе толику науки, инноваций. В случает  «Застывшего шедевра» это наука психологическая на границе психиатрии, в криминалистике именуемая профайлингом. Это составление «профиля» – портрета преступника, основанного на анализе его действий и статистике. Собственно, сыщики  занимались этим с середины XVIII века, когда эта специальность стала самостоятельной, поначалу полуофициально выделилась из полицейской службы, что обычно несли солдаты.  Сыщики старались представить себе личность преступника – не только его внешность, но что им движет, откуда он такой взялся, и где его искать. В XXI веке профайлинг стал самостоятельной дисциплиной в криминалистике, профайлеров привлекают не в случае вокзальных краж или мошенничества, а для поимки наиболее опасных, больных на всю голову убийц. В западной детективной литературе среди таких специалистов обычно присутствует пара характеров. Это  девиантный «ботаник»-одиночка, который тоже не совсем в себе, и поэтому ему на счет себе подобных виднее, но он осознанно стоит на стороне добра. Рациональное начало отражает опытный следователь, который обращает внимание на фактическую сторону дела, часто это руководитель группы. У Инессы Давыдовой это доктор Расмус Бирк, экстравагантный специалист по криминальной психологии, и полковник Лимонов. Майор Кира Митяева стоит словно посередине, она чутко воспринимает психологические мотивы преступников, но остается в рамках здравого смысла, ее отношения с Расмусом довольно близки, но грань мастерски не перейдена, Кира имеет в виду карьерный рост – следовательницу собираются отправить на стажировку в ФБР, где профайлинг развивается особенно результативно. С этими героями мы в встречались в романе Инессы Давыдовой  «Меткий профиль», опубликованном во 2-м номере «Подвига» за 2019 год.  Но в новой вещи раскрываются скелеты, до поры скрытые в шкафах главных героев, мотивы, по которым они взялись за свое дело, профессию – похищенный в летнем лагере друг Киры и пропавший брат Расмуса…

В такого рода текстах случайностей не бывает, и писательница не зря избрала занозой для поврежденного мозга преступника полотна и личность Микелянджело из Караваджо (1573 – 1510). Человек неистового буйства и распущенности, необычной даже для того времени, Караваджо был и одаренным живописцем. Он считается основоположником реализма в европейской живописи, героев своих, по большей части, мрачноватых, затемненных полотен на библейские темы он изображал будто обычными людьми с их переживаниями, страхами и горестными предчувствиями, часто противостоящими окружению враждебного мира. В этом отразилась личность самого художника,  в поведении которого сейчас усмотрели бы признаки социопатии, и от искусствоведения до профайлинга здесь рукой подать.  В романе «Застывший шедевр» преступник придает телам своих жертв положение, соответствующее изображениям на известных картинах Караваджо, считает себя реинкарнацией итальянского художника, и огорчается от того, что темные и примитивные обыватели его не понимают. Как многие психопаты, преступник необычайно хитер, умеет манипулировать людьми, замыслы его становятся все более изощренными, он учится на своих ошибках. И чтобы противостоять ему, необходима не только интеллектуальная сила, но и возможности правоохранительной системы. Без повседневной, кропотливая работы  следователей и оперативников здесь никак не обойтись.

Признаки нуара – темного, мрачного детектива, о котором советник де Шаваньяк говорил, как о демонстрирующем скрытые стороны человеческой натуры, роман Инессы Давыловой не портят, ставят его в один ряд с произведениями западных детективщиков. Некоторое время назад был в моде скандинавский нуар, авторы которого старались перещеголять друг друга в черноте.  «Не могло быть никаких сомнений – годовалая девочка, сидя на полу, грызла человеческую кость» – это роман исландца Арнальда Индридасона «Каменный мешок». Шведская супружеская пара, скрывшаяся под псевдонимом Ларс Кеплер, вдохновленная умозаключениями Фрейда,  создала один из самых кровавых триллеров о злобных сумасшедших подростках – «Гипнотизер». Детектив шотландский, отцом-основателем которого можно считать Йена Рэнкина, тоже мрачноват, но чернота целью этих произведений не является. В романе писательницы Вэл Макдермид «Отраженный кошмар» в Лондоне, столице всяческих маньяков, действует безжалостный, методичный убийца, который поступает с авторами триллеров так, как написано в их бестселлерах – автор, как представляется, дразнит собратьев-детективщиков. Схожий мотив присутствует в романе Джоан Роулинг – детективы она пишет под псевдонимом Роберт Гэлбрейт – «Шелкопряд». Не отстают и французы, хоть они и имеют давнюю школу реалистического детективного романа: кровища буквально льется в серии Жана-Кристофа Гранже «Багровые реки», очень  «нуарен» роман Лорана Ботти «Однажды случится ужасное»… Однако все это является лишь будоражащей условностью, принятой с самого рождения детектива, с Конан-Дойла, Гилберта Кита Честертона, когда главным событием сюжета стало убийство. За исключением скандинавских вариантов, да и то не всех, жестокость в таких произведениях оправдана замыслом.

Инесса Давыдова первой из российских авторов квалифицированно пересадила на нашу почву ростки западного детектива-триллера. Они прижились, не кажутся чуждыми потому что писательница имеет в виду российскую специфику, как фактическую, так и литературную. Ее герои не шаблонны – они, хоть довольно экзотичны, но точно, в традициях русской литературы, психологически проработаны, максимально полно исполняют свою роль в повествовании. В исповеди злодея слышны темы философской классики: дихотомия добра и зла, размышления о бессмертии и сверхчеловеке… Финал романа открыт,  что дает основание надеяться, что мы встречаемся с героями Инессы Давыдовой не в последний раз.

 

Все книги на ЛитРес:

https://www.litres.ru/inessa-rafailovna-davydova/

Вступайте в мои группы в социальных сетях:
https://www.facebook.com/inessa.davydoff
https://twitter.com/Dinessa1
https://ok.ru/group53106623119470